Пора стать счастливее

Психология

a75e072d1f2b02eb5ec59d88f7dd10d2_cropped_630x350_labeled-6666cd76f96956469e7be39d750cc7d9Что лучше — смириться с течением времени или изо всех сил бороться с признаками возраста? Просто наслаждайтесь каждым днем — и тогда не придется сожалеть о том: что годы идут

Каждому из нас свойственно идеализировать тот или иной временной период жизни. «Ох, скорей бы уже стать взрослой!» — в сердцах бросает дочь-подросток, которой вы строго-настрого велели быть дома к десяти. «Счастливая пора с легкой грустью провожаете вы взглядом стройную длинноногую красавицу «чуть за двадцать». Чаще всего мы связываем счастье с молодостью: краски ярче, чувства сильнее и вообще все еще впереди! Какой же временной промежуток занимает эта самая вожделенная молодость? По новой возрастной классификации ВОЗ, период от 25 до 44 лет считается молодостью, 44-60 лет — это уже зрелость, 60-75 лет — поздняя зрелость, 75-90 лет — пожилой возраст, а после 90 — это долгожители. И такая градация имеет жизненные основания. Сегодняшние 75-летние жители развитых стран по своим возможностям приближаются к 65-летним соотечественникам 20 лет назад. Можно сказать, за два десятка лет старость отступила на целое десятилетие. И все же с возрастом мы находимся в сложных отношениях.

 

Какие наши годы?

Понятие «возраст» на самом деле имеет мало общего с ответом на вопрос » Сколько вам лет? «. Различают возраст хронологический (тот самый паспортный), физиологический (возраст тела), характеризующий биологическое состояние организма, и психологический (возраст души), то есть самоощущение человека. И одной из примет нового века как раз и является то, что все эти три возраста могут расходиться во времени. Сегодня недавние выпускники университетов занимают топ-позиции в крупных корпорациях, а молодые бабушки вместо того, чтобы сидеть дома с внуками, идут на уроки сальсы. Вам не хватает объективных критериев, чтобы понять, на каком отрезке своей жизни вы находитесь в настоящий момент и как вы должны ему соответствовать? Можно ли носить юбку выше колена, если фигура позволяет, а паспорт «против»? Или, наоборот, не слишком ли отстали от жизни, если не завели аккаунта в Instagram? Как утверждает известный психолог Ирвин Ялом, «возраст — это прежде всего наше самоощущение. Тот период жизни, когда мы максимально раскрыли свое внутреннее Я и ощущаем себя комфортно в своем теле, кажется нам самым счастливым, и именно его мы хотим задержать». Когда же наступает время счастья?

 

Хорошо за 30 (40, 50)!

Как ни парадоксально, но психологи утверждают: самыми счастливыми для нас бывает дошкольное детство и так называемый третий возраст (после 50 лет). Детство — это отсутствие обязательств и полная удовлетворенность собой (согласитесь, ребенок не волнуется из-за того, что у него, допустим, недостаточно стройные ножки). А вот подростку уже труднее: он стремится вписаться в социум, и к психологическим проблемам добавляются проблемы с внешностью из-за гормональной перестройки организма. Двадцатилетние нацелены на будущее, их девиз: «Все попробовать, всего добиться!» — поэтому прочувствовать счастье момента им не дано. После тридцати эйфория от «Я все могу!» стихает. Мы осознаем пределы своих возможностей, учимся быть осторожными. А еще — карьера, воспитание детей, выплаты по ипотеке… «40 лет — ужасный возраст. Это время, когда мы становимся теми, кто мы есть» — эти слова французского драматурга Шарля Пеги мы буквально чувствуем кожей: тело и лицо меняются. Для большинства женщин это период паники: они чувствуют, что их женственность под угрозой, и с удвоенными усилиями начинают бороться с возрастными переменами во внешности. Время сорокалетия оказывается временем подведения итогов, расставаний и перезагрузки. И тут наступает он — тот самый «третий возраст». Дети выпорхнули из гнезда, все, что планировалось достичь, достигнуто (или вычеркнуто из списков), мы освоились в новом теле и даже сумели его полюбить — словом, наступает та самая, почти детская свобода. Сексуальность не угасает: если мы позволяем себе проявлять сексуальную энергию, то притягиваем к себе, если же нет — гаснем. Мы снова радуемся каждому дню — при условии, что живем той жизнью, которую выбрали, а не той, которую навязывают нам социальные стереотипы.