Имитации драгоценных камней

Знаменитости

imi2Имитации драгоценных камней изготавливают из множества материалов. Самым популярным является стекло с примесью свинца или калия, в современном мире известное как страз. Свинцовое стекло начали производить еще в Месопотамии — на родине стекольного производства. Первоначально такое соединение возникло случайно: при изготовлении стекла свинец часто попадал в смесь. Древним понравилось это сочетание — конечный продукт красиво переливался в солнечных лучах благодаря высокому показателю преломления и дисперсии. К тому же свинцовое стекло легче поддавалось огранке. Уже в вавилонской табличке, датированной 1700 годом до н.э., приводится рецепт изготовления стекла с окисью свинца, а в трактате Ираклия «О красках и искусствах римлян», предположительно написанном в VIII веке, автор называет свинцовое стекло «еврейским стеклом», что дает ответ на вопрос, откуда в Европу перешел секрет его изготовления. В средневековой Европе производство свинцового стекла усовершенствовалось настолько, что его начали выдавать за драгоценные камни, и вполне успешно. Для того чтобы усилить блеск стекла, к нижней части стразов приклеивали фольгу. Свет, проходя через камень, отражался от нее и рассеивался на множество граней. Таким образом камень сверкал и переливался, как настоящий бриллиант. В эпоху Возрождения ремесло подделки расцвело настолько, что любые недрагоценные камни стали символом обмана и незаконной наживы. Именно поэтому настоящие бриллианты стали еще больше востребованы, а среди богатых людей считалось недопустимым носить бижутерию, пусть даже искусно выполненную. Но в XVIII веке интерес к «подделкам» неожиданно резко вырос. Это связано с вычурностью принятого тогда стиля одежды. Придворные хотели сверкать с ног до головы, и «стеклянные бриллианты» начали носить, к примеру, на застежках мужских туфель. Однако ношение имитаций решало и другую проблему. Имитации позволяли оставить подлинники дома, тем самым снизив возможные издержки при ограблении «разбойниками с большой дороги». Однако изготовление имитаций требовало столько же энергии и мастерства, как и изготовление украшений с бриллиантами. Причем нередки были случаи, когда имитации стоили дороже оригиналов, и даже в среде высшей аристократии роскошь изготовления «подделок» могли себе позволить очень немногие. Мода на «стеклянные бриллианты» росла и по другой причине: по сравнению с бриллиантами они значительно легче поддавались огранке. Им можно было придать практически любую форму, добившись, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

На волне этой популярности многие ювелиры начали состязаться в производстве свинцового стекла наивысшего качества. В 1748 году в это соревнование даже включился небезызвестный химик М.В. Ломоносов, экспериментировавший с изготовлением цветного стекла для мозаик. Через пять лет на основе его разработок была построена фабрика в Санкт-Петербургской губернии, на которой производились заколки, пуговицы, бисер и стеклярус. Настоящим победителем из этого состязания вышел эльзасский ювелир Георг Фридрих Штрасс, в честь которого свинцовое стекло и получило имя «стразы». Штрасс изобрел особое металлическое покрытие (смесь таллия и висмута), которое наносилось на нижнюю сторону страза и служило лучшей заменой фольге. Штрасс не спешил обнародовать свое открытие и некоторое время выдавал полученные стразы за драгоценные камни, но на эту «шалость» закрыли глаза, а за научные достижения в 1734 году Штрасс получил почетное звание Королевского ювелира при дворе Людовика XV и контроль над огромным рынком искусственных бриллиантов. В 52 года он по собственному желанию покинул высокий пост и еще двадцать лет прожил в богатстве и почете.