Андрей Куликов сыграл Кобзаря

Знаменитости

d34817f381716a215ab454c65af1da0cКартина снята к знаменательному событию — 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. Проект «Кобзарь» — победитель конкурсного отбора неигровых фильмов, посвященных жизни и творчеству великого писателя.

 

«Будешь сниматься!»

Андрей, внешне вы не очень похожи на Кобзаря. Возможно, для съемок вас по-особому гримировали?

Приклеивать усы или примерять папаху мне не пришлось. На меня надели костюм, в котором мне, возможно, пришлось бы сниматься, дали в руки листик бумаги и сказали: «Читай!» Я прочитал. «А теперь, — сказали, — ты будешь как бы

Шевченко. Скажи что-то от его имени, походи по комнате». И в конце концов был дружеский толчок в плечо и слова «Будешь сниматься». На самом деле, признаюсь, что пробы на «Свободу слова» проходили дольше и были более сложными. (Улыбается.) Роль Шевченко на экране в разные годы воплотили такие выдающиеся актеры, как Сергей Бондарчук, Иван Миколайчук, Богдан Ступка. Не боитесь сравнений не в вашу пользу?

Нет, не боюсь. Оказаться в одном ряду с такими людьми очень почетно. Но думаю, меня не будут с ними сравнивать, потому что я не играю Тараса Шевченко, а изображаю его действия и слова. Причем не только его, а еще Петра Корсакова, цензора, который подписывал первое издание «Кобзаря» в печать. В остальное время я — ведущий. Так что я не стараюсь равняться на кого-либо, особенно на Ивана Миколайчука, который среди перечисленных имен мой действительно любимый артист и режиссер. Мне просто было интересно это попробовать.

 

«Андрей, ты комедиант!»

Чем, по-вашему, этот фильм будет интересен зрителю?

В нем есть элементы художественного фильма, постановочные сцены. Сам фильм будет посвящен изданию поэтического сборника Шевченко «Кобзарь», но, конечно, будут в нем истории и о самом Тарасе.

Как друзья или близкие отнеслись к тому, что вы сыграли роль    в кино?

Они не удивились. В старших классах  школы я был активным участником  драмкружка. В 9-м классе мы поставили «Пигмалион» Бернарда Шоу на  английском языке. И я думаю, благодаря тому, что пьеса была именно  на английском, мы разделили первое  место на городском смотре драмкружков.  А в десятом классе я сыграл Гната Юру  в «Назаре Стодоле» Тараса Шевченко.  Так что для меня это не первая встреча с произведениями Кобзаря, В детстве вы мечтали стать актером?!

Было время, мечтал. Однажды на школьном спектакле присутствовал главный  режиссер одного киевского театра. После  спектакля мне и еще двум участникам он предложил попробовать свои силы и сдать экзамены в театральный институт. Перед тем как принять окончательное решение, я все же решил посоветоваться со своей бабушкой. Помню, пришел и объявил ей, что собираюсь податься в артисты. На что она мне ответила: «Нет, Андрей, ты не актер, ты комедиант!» Так я не поступил в театральный. Не жалеете, что так сложилось?

Иногда жалею. Ну кто его знает, как бы все повернулось? На самом деле, я люблю примерять на себя разные образы, а театр и кино дают для этого гораздо больше возможностей, чем телевидение. К тому же там это еще и оправданно. К примеру, на «Свободе слова» я такой, как я есть на самом деле, разве что отсекаю некоторые черты своего характера. А в фильме, когда ты изображаешь другого человека, ты и сам должен быть иным.

 

«Перебороть себя — очень интересный для меня процесс»

Известно, что Тарас Шевченко был художником, и вы в одной из сцен фильма тоже рисуете. Вы сами это делали?

На самом деле было так — художник фильма нарисовал большой портрет, дал мне в руки грифель и сказал: «Не бойся, можно портить. Здесь дорисуешь волосы, здесь еще что-то». Это я и делаю в фильме, а рисовать не умею. Не секрет, что на площадке главный человек — режиссер. Легко выполняли его указания?

Конечно, если бы не было режиссера, то некоторые сцены я сыграл бы по-своему, и, может быть, получилось бы лучше или зрителю понравилось бы больше. Но в кино режиссер дает установки. Я отыграл один, второй дубль, он посмотрел, оценил, что-то подсказал: «Вот здесь улыбнись, а тут скажи с иронией, а в этот момент стань более серьезным». И перебороть себя, сделать так, как надо для фильма, — очень интересный для меня процесс.

 

Нужен порядок

Наверное, вам пришлось учить много текста для роли?

Это в зависимости от того, что считать «много». Текст надо было учить, и все. Вначале, когда мне прислали сценарий, я подумал: «Ой, как же я это все выучу?» В целом моих было страниц шесть, не меньше. А потом я понял, что нет смысла учить всю роль по сценарию, потому что съемки ведутся поэпизодно и достаточно прочитать и запомнить тот текст, который ты произносишь в данном эпизоде или даже в конкретной сцене. Перед съемками я читал текст с листа и таким образом учил. Я и студентам своим об этом говорю: «Если вы хотите произнести красивую речь, то вначале ее прочитайте». Так и я — обязательно вначале читаю, а потом уже многое рефлекторно получается.

Андрей, признайтесь, вам понравилось сниматься в кино?

До этого я снимался в двух коротких эпизодах в сериалах и уже тогда понял, что съемки кино во многом отличаются от съемок на телевидении — прежде всего тем, что на телевидении все-таки порядка больше. Когда съемочный день только начинается, короткий эпизод могут отрабатывать часа четыре, а потом из-за нехватки времени за те же четыре часа снимают пять эпизодов. Вместо того чтобы все это сделать пропорционально. Но возможно, это и оттого, что за время съемок первого эпизода команда срабатывается, и дальше все идет быстрее. В общем, если бы порядка было больше, было бы намного лучше.  Но в остальном очень понравилось.