Гормоны спасают или вредят?

Здоровье

bloodtestУспешность лечения гормональными препаратами во многом зависит от вовлеченности человека в процесс своего исцеления. Узнай, где начинается зона твоей личной ответственности

Гормональная терапия — относительно молодое направление медицины. Но у этого действительно выдающегося, спасшего миллионы жизней метода лечения уже четко обозначилась его вторая, не очень славная сторона.

При на локальной терапии на ум приходят два вопроса: Неужели все так плохо? «Что делать после такого лечения?». Насколько оправданы эти страхи? Гормональную терапию нельзя назвать «плохой» или «хорошей». Если человек попадает в ДТП, вопрос о том, колоть ли ему гормональный кортикостероид, даже не стоит. Спасающий жизнь укол будет сделан. Существуют гормональные препараты, которые используются во время химиотерапии, при онкологии и т.д. Перечень болезней и ситуаций, когда гормональные препараты спасают жизнь, довольно велик. «Хвосты» такого лечения подтягиваются, когда прямая угроза для жизни человека устранена.

Однако, с точки зрения физиологии и клиники, в гормональной терапии действительно есть очень много «но».

 

Например?

Например, заболевания щитовидной железы — следствие Чернобыльской катастрофы. Аутоиммунный тиреоидит (воспаление ткани щитовидной железы), если его не лечить (а его у нас таки не лечат), в конце концов перерастает в гипотиреоз — заболевание, обусловленное недостаточным содержанием в’ организме гормонов щитовидной железы. Гормоны, грубо говоря, нужно добавить извне. И тут возникает очень тонкий, чреватый серьезными проблемами момент. Дело в том, что вводимые в организм человека синтетические гормоны не всегда определяются в полном объеме центральными структурами. Поэтому организм заставляет щитовидную железу дотянуть уровень гормонов до уровня, который он посчитал необходимым. Или, ориентируясь на анализ ТТГ, доктор увеличивает дозу принимаемых гормонов, а это создает огромный риск для сердца! Если нужно компенсировать работу щитовидной железы, необходимо при помощи нескольких лабораторных анализов очень тщательно подобрать дозировку. Увы, это делается не далеко всегда.

Если щитовидная железа удалена, гормоны придется принимать пожизненно?

Да, в этом случае речь идет о жизненно важных гормонах, а у заместительной гормональной терапии аналогов пока не существует. Но полное безобразие, если человеку назначают большую дозу гормона (150-200 микрограмм) и говорят, что это на всю жизнь!

В моей практике была женщина, которая после удаления щитовидки по назначению доктора ежедневно принимала 200 мкг гормона. Через год она попала в кардиологию с диагнозом «острая сердечная недостаточность» — гормоны «сожгли» ее сердце.

Скорость обменных процессов в организме человека зависит от пола, возраста, времени года, физической активности и т.д. Поэтому нужно учить людей дозировать гормон по самочувствию. У нас в Центре люди после удаления щитовидки получают 100 мкг базово. Но если намечена генеральная уборка или визит в ЖЭК, т.е. нужны дополнительные силы, — добавляется еще 25.

Гормональная заместительная терапия — это очень деликатное лечение с обязательным активным участием пациента.

 

Сахарный диабет «молодеет», на инсулин иногда «присаживаются» дети. Это правильно?

Да, в моей практике есть случай, когда у 12-летней девочки «прыгнул» сахар. Немного теории для понимания проблемы: сахар в крови «прыгает» из-за нарушений в работе поджелудочной железы. Она вырабатывает два гормона: инсулин и глюкагон. Инсулин питает ткани — проводит глюкозу через мембрану в клетку. Глюкагон ассоциирован с гормонами стресса, с надпочечниками. При необходимости он выбрасывает глюкозу в кровь, чтобы человек мог активно действовать. Учащенное сердцебиение, дыхание — это следствие «мобилизации» гормона. Именно таким, стрессовым, глюкагонным, а не инсулиновым, и был сахар у этой девочки. Увы, о том, какие шекспировские бури бушуют в сознании подростков из вполне благополучных семей, можно только догадываться. Назначение инсулина, тем более в очень высокой дозе, И было совершенно бессмысленным! В таких случаях нужны успокаивающие препараты, смена рациона, образа жизни. «Сесть» на инсулин в 12 лет, причем совершенно неоправданно, — это ужасно, конечно.

А как насчет гормональной заместительной терапии при климаксе? Гинекологи очень хвалят этот метод.

Да, высказываясь на эту тему, я рискую быть забросанной камнями из отделений гинекологии. Но я имею право высказать свое мнение, не навязывая его.

Действительно, женщинам с нарушением менструального цикла, которым едва за сорок, чтобы «продлить молодость», часто назначаются гормоны. Но они подстегивают и без того измотанный организм. Ведь месячные часто исчезают в пылу женской борьбы за выживание, на фоне хронического стресса. Гормоны стресса — антагонисты половых гормонов на уровне центрального управляющего органа — гипофиза. Если жизнь превращается в выживание, репродуктивная функция лишняя — она забирает стероидный субстрат, который нужен для сохранения жизни. Поэтому гипофиз принимает решение «загнать яичники в дальний угол», чтобы они не напрягали и без того работающий на износ организм. Гормональная заместительная терапия в этом случае провоцирует конфликт на уровне гипофиза, и чем этот конфликт обернется — предсказать трудно. Нормальный менструальный цикл можно восстановить, исключив из жизни стрессы. Новая работа, правильный режим дня, хороший отпуск принесут больше пользы, чем гормоны. Истинные нарушения в репродуктивной системе женщины при «раннем климаксе» наблюдаются далеко не всегда. И назначение гормонов в этой ситуации крайне вредно!

Что касается климакса, когда женщине уже 50, то идея «омоложения» при помощи гормонов вообще противоестественна! В таких случаях женщины своим здоровьем покрывают чьи-то коммерческие интересы, и не более того. Ведь примерно в 50 лет активность гипофизарных гормонов и яичников естественно снижается. Попытки с помощью гормонов продлить молодость обычно приводят к конфликту на центральном уровне и повышают нервную напряженность, вызывая колебания давления и настроения. То есть все, против чего направлена гормональная заместительная терапия, проявляется в полной мере и даже усугубляется.

В заключение повторю: гормональная терапия может спасать жизнь и повышать ее качество до нормального уровня или приносить немалый вред. Все зависит от ситуации и мастерства доктора.