Почему мой ребенок не говорит спасибо?

Семья

82172824Многие знакомые мамы жалуются: их дети — не мажоры! — не ценят вещи, требуют все более «крутые» подарки, не считают поход в аквапарк или музей событием. Почему? И как реагировать на детскую неблагодарность?

В детстве наших бабушек в большинстве семей одна пара приличных сапог на всю ораву детей считалась нормой, а шоколадная конфета -царским подарком. Наши мамы и папы в дефицитные советские годы от души радовались красивому платьицу и новому велосипеду. Нам самими как-то не приходило в голову перебирать подарками — радовались всему: и новым мелкам, и кукле Барби. Современные дети живут в ином мире. Сегодня у родителей больше средств и возможностей. День рождения празднуют в развлекательном центре с аниматорами и именным тортом, а подарков так много, что малыш зачастую не успевает даже распаковать их все в один день. Почти каждые выходные — зоопарк, поход в кино или катание на машинках на выбор. Только не похоже, что детство в «шоколаде» делает малышей особенно счастливыми. Они не радуются, не ценят, не благодарят. К психологу Светлане Ройз с такими проблемами приходят регулярно. Мы беседуем с ней о том, как, стремясь дать своему ребенку самое лучшее, не задавить в нем способность удивляться и быть благодарным.

Казалось бы, все очевидно: баловать надо меньше! Но если родители могут позволить себе дорогие вещи, почему они должны покупать дочери или сыну дешевку?! К тому же само по себе высокое качество жизни вряд ли является причиной детской неблагодарности.

Безусловно. Причины этого явления лежат фазу в нескольких плоскостях. Детское «хочу» впервые проявляется в возрасте 3 лет (и потом снова активизируется в пубертате). И границы этого «хочу» определяем мы, взрослые. Возможно, была какая-то недоработка в тот период — например, все желания ребенка удовлетворялись тут же. Или напротив,

родители навязывали малышу свое мнение, не стремясь узнать, чего хочет он сам. Потом, примерно в 4 года, у детей наступает период «похвастушек». И если детские восторги («Я самый сильный и красивый!», «Я вырасту и стану певицей!» и т.п.) грубо обрывают («Успокойся, что ты о себе возомнил!»), ребенок понимает: похвастать собой не получилось. И тогда он начинает хвастать внешним: дорогими игрушками, подарками, статусом. Видите ли, чем меньше у человека ощущение внутренней самоценности, тем сильнее он зависит от внешних атрибутов. И даже если такой ребенок действительно чего-то достигнет (победит на школьной олимпиаде, сядет на шпагат, пройдет конкурс в балетную школу), это не станет для него внутренним стержнем. Он все равно будет нуждаться во внешних «подпорках».

Подумайте еще вот о чем. Современный мир живет на сверхвысокой скорости, идет по пути обилия (и даже изобилия), накопления. А чтобы оценить, нужно замедлиться. Когда вы сами последний раз испытывали счастье, глядя на облака? Или пекли вместе с ребенком шарлотку, а потом с удовольствием ели ее? Если вы сами не ощущаете радости от простых вещей, бессмысленно ждать этого от ребенка. Порой, стремясь удовлетворить все нужды и желания чада, родители не оставляют ему возможности захотеть и что-то сделать ради этого (даже просто ждать, предвкушать подарок). Между тем, гормон удовольствия дофамин вырабатывается при удовлетворении какой-либо потребности. А если потребность не успела даже сформироваться и осознаться? Неудивительно, что ребенок не рад и не ценит подарки.

Получается, родителям надо для начала воспитать самих себя?

Да, как всегда. Напишите на листке бумаги, из чего складывается ваше собственное ощущение счастья, успешности. А затем поразмыслите. Возможно, там слишком много внешних атрибутов, попыток соответствовать общественным представлениям об успехе, некоему кругу людей? Такой список полезен и для самоанализа, и для откровенного разговора с ребенком-подростком. На самом деле чувство счастья вообще не зависит от количества денег и брендов — в мире сверхценности всего материального полезно себе об этом время от времени напоминать.

Отследите чувства, с которыми вы покупаете и вручаете подарки. Если вы делаете это из чувства вины или ущербности — ребенок стопроцентно это обесценит. Важно, чтобы подарок был не компенсацией, не жертвой в ущерб вашим собственным потребностям — а выражением любви, сделанным от полноты (не от малости!).

Еще один момент. Некоторые родители задаривают своих детей игрушками, которых у них самих в детстве не было. Но это притворство! Вы имеете полное право купить Барби или железную дорогу самим себе. Если очень хочется, сделайте такой подарок себе лично, но не ребенку.

А если ребенок надувает губы, а то и вовсе отшвыривает подарок — мол, не угодили?

Прежде всего сделайте вдох и выдох — не проваливайтесь в эмоции, иначе ребенок потом будет все время жать на эту «кнопку». И без злости скажите: «Мне очень жаль и обидно, что ты так реагируешь. Но я вижу, что мой подарок тебе действительно не нужен. Что ж, я забираю его и сдаю обратно в магазин». И действительно заберите, и не мчитесь тут же покупать новый. Но помните: воспитательный эффект будет, только если вы делаете это спокойно, сохраняя ощущение близости, а не обиды.

Как быть с дорогими подарками? Например, ребенок хочет айфон, у всех друзей уже есть, а у него — нет.

Во-первых, объясните: каждый родитель проявляет любовь по-своему. А у каждой вещи — своя энергетика. И если человек внутренне не соответствует энергии вещи, с ней быстро начнет происходить что-то не то. Например, она сломается или потеряется. Кто-то надевает брендовую вещь из-за ее качества, а кто-то — ради статуса. И последнее говорит о большой неуверенности в себе.

Во-вторых, предложите решение. «Это очень дорогая вещь. Мы можем подарить тебе только часть суммы. Давай подумаем, как тебе собрать недостающую». Ребенок может копить из своих карманных денег или подрабатывать. Сейчас есть способы и возможности для работы подростков на каникулах. Важно, чтобы ребенок приложил собственное усилие для достижения желаемого. Тогда он будет по-настоящему ценить вещь и, что не менее важно, его самооценка возрастет.

 

Выбирай осознанно

Процесс добывания еды всегда был сложной задачей для человека. Поэтому появились мечты о еде синтетической. Появились и… почти сбылись

Со времен Гиппократа питание человека приравнивается к мощнейшим лекарствам или, увы, к опасным ядам. Тем не менее в истории развития теории питания — множество страниц, которые имели и продолжают иметь самые трагические последствия. Например, в книге выдающегося ученого А. М. Уголева «Теория адекватного питания и трофология» сказано, что возведение в эпоху Возрождения человека на вершину трофической пирамиды и развитие идеи победы человека над природой привели в конечном итоге к экологической катастрофе. А XIX век стал, по мнению академика, «веком драматических ошибок», многие из которых не исправлены до сих пор.