Ребенок-интроверт: правила общения

Семья

3Ваш ребенок-тихоня отличается от других — шустрых и общительных детей? Все в порядке, просто он родился интровертом. Что это значит и как учесть его особенности?

Не такой, как все

Так уж сложилось: подавляющее большинство жителей нашей планеты — экстраверты, то есть люди, чьи интересы сосредоточены преимущественно во внешнем мире. Собственно, приставка «экстра» и означает «вне, снаружи». Экставерты любят общаться, ценят возможность блеснуть талантами или модной обновкой, поболтать, пошутить, потанцевать — в общем, себя показать и на других посмотреть. Они — целевая аудитория рекламных роликов и ток-шоу, призывающих зрителей быть активными, яркими, энергичными и, как следствие, успешными. Малыши-экстраверты с ранних лет ценят компанию сверстников. Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

В садике такой малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Как узнать интроверта

Спешим успокоить тревожных взрослых: необщительный ребенок, скорее всего, полностью здоров, просто он — интроверт. Таких людей в мире меньшинство (примерно четверть), и объединяет их сосредоточенность прежде всего на внутреннем мире. Если экстраверты черпают энергию в общении с другими людьми, то интровертам для подзарядки психических «батареек» необходимо время от времени оставаться наедине с собой.

Психолог Мария Барабанова напоминает: «Часто родители считают таких детей нелюдимыми, неспособными социализироваться, болезненно застенчивыми или даже асоциальными. Это совершенно неправильно! Интроверты умеют общаться и выстраивать по-настоящему продуктивные отношения с окружающими, правда, делают они это по-своему. И имеют на это полное право!»

Вот отличительные черты ребенка-интроверта:

С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.

Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.

Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.

Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или,

напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.

Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.

Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.

Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.

Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во-первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Но при этом ребенку-интроверту труднее справиться со своей стеснительностью и выступить инициатором общения там, где это действительно нужно. Для застенчивого же ребенка любая новая ситуация, незнакомое явление становятся стрессом: он чувствует себя неуверенно, замыкается в себе, переживает, что о нем подумают окружающие. Застенчивость часто сопровождается тревожностью, внутренним напряжением, обидчивостью -например, такой ребенок крайне негативно реагирует даже на безобидные шутки по поводу его действий. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комната -идеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).

Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении. Конечно, важно не обижаться на желание ребенка побыть в одиночестве. Родителю-интроверту, который и сам нуждается в таком отдыхе, это будет сделать легче, ну а если вы смотрите на мир с точки зрения экстраверта, постарайтесь понять, что это действительно важно.

Под защитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.

Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное желание.

Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.

Праздник, праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.