Светлана Крючкова

Знаменитости

4Всенародно любимая артистка, которая недавно снялась в «монаршей» роли — английской королевы Виктории — в телесериале «Шерлок Холмс», всего достигла своим трудом. Было нелегко, но Светлана Николаевна ко всему  относится философски…

 

О детях и стариках

— Я больше люблю детей, чем взрослых. Они

не имеют двойного дна: открыто ненавидят, любят от всей души. Дети — в них столько тайны, столько незаконченности, в хорошем смысле… Поведение маленьких резко отличается от поведения взрослых: оно не имеет дальней цели, сверхзадачи. Оно продиктовано сиюминутной эмоцией: люблю — убью. Максимализм. Я знаю по отношению к ребенку только два глагола: «научи» и «помоги». Это все, что нужно. Сейчас, к сожалению, очень мало доброты по отношению к детям. Дети и старики — это самая несчастная часть населения, они брошены на произвол судьбы. Невозможно искусственно заставить себя кого-то любить — это чувство либо есть, либо нет…

 

О романтизме в нелюбви

«Хрущевская оттепель» поселила во мне здоровую долю романтизма. То был расцвет журнала «Юность», молодыми были Ахмадулина, Евтушенко, Окуджава, Гладилин, Аксенов… Это замечательное время дало мне заряд на всю жизнь, но то, что я со своим романтизмом потом очень сильно стукнулась «лицом об лавку», когда уехала от родителей и осталась одна, — безусловно. Отпечаток остался на всю жизнь.

Для человеческой судьбы, это, наверное, плохо, но для творца, — замечательно. Много чего пережила в своей жизни. Я — человек грешный, который страдал, пережил лишения… Знаю, что такое бездомность, голод, нелюбовь, ненужность…

 

О мужьях и женах

Первое, что я сделала, уехав из дома, — вышла замуж. За мальчишку. Мы оба были детьми, ничего не соображали. Но это тоже был опыт. Благодаря первому мужу Михаилу я снялась в «Большой перемене», научилась играть на гитаре, читать стихи. Мы прожили четыре года, а потом развелись. Единственное, чего никогда не было в моем отношении к мужчинам, — расчета. Я могла удачно выйти замуж, жить благополучно, спокойно, но мне всегда хотелось необыкновенной любви. Мой первый брак состоялся рано, потому что дома меня держали в ежовых рукавицах. Это неправильно. Нельзя ребенка подавлять, потому что, как только его отпускают, распрямляется сжатая пружина.

Со вторым мужем Юрием Векслером у нас были сильные чувства. Ради него я бросила Москву, театр и уехала в Санкт-Петербург. Мы были и счастливы, хотя и расходились, и сходились. У нас родился замечательный сын Митя… К несчастью, Юры уже нет с нами. Антон Чехов в «Трех сестрах» писал длинный монолог Андрея Прозорова о том, что такое жена. Он долго это объяснял, а потом все зачеркнул и написал: «Жена есть жена». Если раньше я объясняла всем, что Саша (третий муж актрисы. — Прим. ред.) значит для меня, то теперь просто говорю: он — мой муж. Мы — семья. Иногда бывает гладко, иногда не очень, но мы, что называется, кровного родства. Мужчина, сколько бы ему ни было лет, — всегда ребенок. Ему хочется, чтобы за ним ухаживали, заботились. В быту к мужчинам надо быть снисходительными.

 

О сыновьях и внуке

Любовь бывает разной. Пока молодой — играют гормоны. Появляется семья — хочется стабильности, покоя. Любовь приобретает другой аромат, ритм, новое звучание. Но если любви нет — можно упасть. Она должна быть, как воздух. Я стараюсь, чтобы моего чувства хватило на всех — и на мужа, и на детей… Я была младшим, недолюбленным ребенком. Часто бывает, что то, чего мы недополучили в детстве, стремимся отдать своим детям. Наверное, я не самая лучшая мать, потому что слишком люблю своих детей, опекаю, оберегаю… Часто ловлю себя на этом. Но мне и старший, Митя, и младший, Саша, очень тяжело достались. Сложные беременности были… Саша у нас профессиональный музыкант. Талантливый парень, лауреат международных конкурсов и очень мне помогает — на своих творческих вечерах я читаю стихи Цветаевой, Ахматовой, Бродского, а он играет на гитаре. Сын — мой партнер по сцене. Митя женился, живет во Франции. У невестки Шарифы папа араб, а мама француженка. Я люблю невестку — Шарифа очень мудрая. У моего сына характер вспыльчивый, неуравновешенный, а у нее огромное терпение. Я никогда не делаю ей замечаний, потому что помню себя в ее положении. Мой первый свекор меня ненавидел и постоянно искал во мне разного рода недостатки. Однажды я разбила рюмку… До сих пор помню, как он кричал на меня. А вот свекровь была золотая, и я хочу быть такой, как она.