Школа хороших матерей

Праздники

Питание и воспитание С нормами этикета я воевала смолоду. Все началось с того, что лет в десять мне позволили взять в руки нож… Отныне на семейных обедах с вилки регулярно валилось пюре, битки были истерзаны, и мою репутацию спасал только компот. Тогда на мои возмущения папа пророчил: «Вот вырастешь, придешь в ресторан, что тогда будешь делать?» Призрак статусного ресторана настиг меня много лет спустя в Вене.

Представьте, я не уронила ни грамма пюре из спаржи, справилась с салатом из ста видов листьев, откушала рыбки за светской беседой. И мысленно поблагодарила папу.

Сейчас я воюю с дочкой. Какой там нож, приучить бы пользоваться салфеткой. Правда, иногда мне начинает казаться, что нет никакого смысла во всех этих «не говори с набитым ртом», «не хватай руками», если все вокруг бегут, спешат и хватают.

В школе даже большая перемена стала такой короткой, что ребенок съесть булку не успевает. Современные манеры в телевизионном пространстве тоже не блещут изысканностью.

Посмотрите любой сериал, шоу или мультфильм — там жрут и хамят, перебивают друг друга и говорят на повышенных тонах. Как-то класс, где учится моя дочка, отправился на экскурсию, после которой проголодавшуюся молодежь повели в кафе. Уж не знаю, какие ужасы там увидела классная руководительница, но через время она стала проводить дополнительные занятия по этикету.

Ученики чаевничали и общались, потом радостно показывали родителям секретные блокнотики со схемами сервировки стола. Читаю: «Умение есть молча ценилось еще в древнем Египте». Было весело пытаться помолчать за столом, вот только дочка восприняла все это, как еще один урок: выучила — забыла.

Пришлось опять пугать призраком шикарного ресторана и внедрять нехитрые правила, как некий искусственный интеллект. Везде этикетки В борьбе за всеобщую воспитанность я устроила опрос в школе, где учится дочка, на тему: «Что ассоциируется у детей и их родителей со словом «этикет?

» Любопытно, что все от мала до велика свели это понятие к правилам поведения за столом. Но не все так просто! «Этикет — это нормы и правила поведения людей в обществе.

К этикету относят учтивость и вежливость, принятые в обществе», — гласит толковый словарь. То, что характеризует воспитанного человека.

«Я не собираюсь растить из ребенка дипломата — сегодня важнее постоять за себя!» — считает знакомая. Действительно, напор, умение во что бы то ни стало отстоять свое мнение числятся в десятке приоритетов.

Тем не менее ее сын постоянно перебивает и взрослых, и сверстников. Нужно ли корректировать его поведение?

«Ну разве что когда это становится слишком неудобным», — отвечает дама. Я в растерянности: почему, действуя в согласии с советами психолога, мы порой получаем отрицательные побочные эффекты? К примеру, сейчас нас учат говорить с маленькими гражданами на равных, не отмахиваться от их реплик и мнений.

Раньше мамы могли сказать: «Не мели чепухи!» — и никто не страдал, подобное не считалось чудовищным преступлением против личности.

Сегодня нужно непременно устроить диспут. Мамы сплетничают вместе с дочками, а рядом суровые мужчины без стеснения обсуждают компьютерный бой, используя все разнообразие экстремальной терминологии. А в ответ получают от ребенка элементарное неуважение, неумение соблюдать дистанцию.

Потом с упоением с этим воюют, читают морали, жалуются друг другу… Поколение П Моя мама — учитель с полувековым стажем.

С малых лет я помню ее метания перед культпоходом с классом. И реплику: «Театр — просто вешалка!

» С тех пор подобные мероприятия изрядно обросли отягчающими факторами современности: театр полон, ложи блещут, но без мобильника — ни шагу. Даже отключив звук, дети то и дело достают гаджет, поглядывая на экран.

«А Денис вообще весь спектакль тайком играл!» — бесхитростно хвастается одноклассница дочери. Шум во время концерта — норма жизни.

Размашистые жесты и тыканье пальцами в музейные ценности — тоже привычное явление. Сотрудники уже давно не делают замечаний молодежи — себе дороже, детки обстреливают репликами, бравируя смелостью и новейшим словарным запасом.

«Сейчас поколение 90-х, которое росло в сложное время, совершенно иначе воспитывает своих детей» — читаю исследование украинских психологов. Может, и так, но одни молодые родители учат детей уступать место пожилым людям в транспорте, а другие молча сидят рядом на честно оплаченных местах и не подвинутся ни при каких обстоятельствах.

Дитя все время пинает ножкой тетю? На замечания посторонних родители реагируют остро, и я порой мучаюсь, не желая настраивать против себя дружественные семейства.

А по Интернету тем временем поспят показательную историю. Мама ребенка-шалуна в самолете парирует замечание соседа: «У нас принцип: мы все ему разрешаем», а попутчик в ответ приклеивает непоседе жвачку на лоб с репликой: «Мне мама тоже в детстве все разрешала».

Результат: один — один! Культура поведения в разных общественных местах — предмет моих терзаний. Как дочке доступно донести такое количество правил?!

Пропустить вперед и поздороваться с тетей, с продавцом, гостями, заглянувшей в дом соседкой; уметь начать беседу, сдержать резкую реплику. А еще — улыбаться, улыбаться и еще раз улыбаться!