Мамы тоже ошибаются!

Семья

6Самое фандиозное заблуждение родителей — в том, что ребенок им что-то должен. Расти похожим на маму или папу. Слушаться. Хорошо учиться… Как только мы постараемся избавиться от этого стереотипа, все фазу станет на свои места. Ребенок окажется Личностью, тем другим, с кем предстоит строить отношения на доверии. Не баловать до поросячьего визга, теша свое самолюбие, не муїшровать, реализуя в чаде собственные амбиции, а любить, объяснять и учить.

Но это в общем. А если конкретно… Энциклопедия родительских заблуждений составит весьма внушительный том. Сегодня мы говорим о самых популярных мифах нашего времени.   

Ребенку — все лучшее! «Наконец я купила Валеньке планшет», — хвастается знакомая, мама 6-летки. «Зачем?» — удивляюсь я. «Так у многих детей в садике есть!» Я стою и не знаю, что сказать. У меня нет планшета, и у мамы Валеньки его нет. А вот у 6-летнего малыша уже есть. Абсурд?

Поколение 90-х, обретя собственных отпрысков, словно с цепи сорвалось. И бездумно воплощает в жизнь любимый советский лозунг «Все лучшее -детям!». У малыша непременно должны быть игрушки Chicco, а чуть позже -смартфон и прочие атрибуты «успешности», которые ребенок и оценить-то не в силах. Зато быстро уясняет: «Я должен получать все самое крутое» и «У кого вещь дороже, тот и лучше».

Будет гораздо правильнее, если ребенок усвоит: в первую очередь лучшее -родителям, братьям, сестрам. А потом ему. Потому что до некоторых вещей нужно дорасти. Потому что не все еще заслужил. Такая концепция вовсе не означает, что мы меньше любим свое чадо или отбираем у него привилегии детства. Ведь последние выражаются в другом: в возможности шрать с друзьями, бывать на природе, ходить на те кружки, которые ему интересны. Зная, что он может получить отказ, ребенок учится ценить то, что имеет. И уважать тех, кто рядом, потому что понимает: он не пуп земли.

 

Хвалить нужно как можно чаще

Еще 10 лет назад психологи очень любили этот совет. Наверное, пытались вырастить новое поколение -незакомплексованное и знающее себе цену. Но захваленные дети («Ах, Катенька нарисовала котика!») ожидают от мира одобрения каждого своего шага. И очень разочаровываются, если не слышат звуков фанфар.

Похвала должна быть адекватной ситуации и соразмерной достижениям, рассказывает психолог Наталья Царенко в своей книге «Как мы портим наших детей: коллекция родительских заблуждений». Если «поглаживания» получать часто и незаслуженно, то ценность их снижается. К тому же хвалить следует не процесс, а результат, иначе ребенок так и не окончит начатого: ведь «пряник» он уже получил. Похвалой нельзя уничижать: «Ну вот, строишь из себя балбеса, а ведь можешь!» С другой стороны, хвалить нужно: ведь ребенок в первую очередь делает все ради мамы и папы.

 

«Раннее развитие» сделает его гением

Мама Алеши была сама не своя от гордости: сын читал уже в четыре года и с блеском прошел отбор в первый класс престижного лицея. Однако, на удивление родителей, в третьем классе попал в число «середнячков». А потом и вовсе пришлось искать репетиторов…

Еще недавно считалось: чем раньше ребенок освоит буквы и цифры, тем лучше. Прошло время, и стало ясно: раннее интеллектуальное развитие не дает желаемого результата. Основной аргумент противников форсирования событий -всему свое время. До 7 лет развивается двигательная и чувственная сфера, воображение. Ребенку важно играть со сверстниками, рисовать, танцевать, слушать музыку, а не только тренировать интеллект. Малыши, которых сразу окунули в мыслительный процесс, пропускают важный этап развития. Они растут более черствыми, с менее развитой фантазией. При этом, поражая мам и пап быстрыми результатами в начале обучения (в три года знает все буквы!), такие детки в семь-восемь лет уже сравниваются со сверстниками, а в будущем могут даже отставать.

Ребенок должен прийти ко всему опытным путем. Наша задача — помочь малышу получить этот новый опыт.